Статьи

Налог на недвижимость, земельный налог в Пензенской области

Часто приходится слышать: "Почему так вырос земельный налог?! В прошлом году заплатил 1000 рублей, в этом году прислали налоговое уведомление, в котором указанна сумма в 5000 рублей. Правомерно ли это?". Чтобы разобраться в данном вопросе, поясним, что размер суммы земельного налога пропорционально зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Чтобы рассчитать сумму земельного налога необходимо умножить значение налоговой базы (кадастровой стоимости)  на величину ставки земельного налога. При этом налоговая база определяется как величина кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Размер ставки земельного налога устанавливается органами местного самоуправления. При этом максимальный размер ставки земельного налога ограничен Налоговым кодексом РФ и не может превышать: 0,3 % для земельных участков, предоставленных для:

Для прочих земельных участков максимальный размер ставки земельного налога установлен Налоговым кодексом РФ в размере 1,5 %.

Поскольку земельный налог является местным налогом и напрямую поступает в местный бюджет, понятно желание органов местного самоуправления установить максимально разрешенные ставки земельного налога. Практически так и сделано. Исключением, известным автору, является установленный размер ставки земельного налога 0,1% для земельных участков, предоставленных дачным и садоводческим объединениям, занятых лесами, водными объектами и стадионами на территории г. Пенза в соответствии с решением Пензенской городской Думы от 25 ноября 2005 г. № 238-16/4 "О введении земельного налога на территории города Пензы".

Льготы по уплате земельного налога имеют лица, указанные в статье 395 Налогового кодекса РФ. Право на уменьшение налоговой базы имеют лица, указанные в ст. 391 Налогового кодекса РФ. Кроме того определить круг лиц, имеющих право на льготы по уплате земельного налога, имеют право органы местного самоуправления. К сожалению, автору не известны случаи установления категорий льготников по уплате земельного налога на территории Пензенской области, за исключением пенсионеров, имеющих земельные участки для жилищного строительства на территории г. Пензы. Видимо, это связано с недостаточной наполняемостью местных бюджетов районов Пензенской области.

Интересно расхождении позиций федеральных и местных судов в вопросе определения круга лиц, которые должны платить земельный налог. В соответствии с действующим законодательством, плательщиками земельного налога являются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, плательщиками земельного налога признаются лица, которые оформили и зарегистрировали свои права на земельные участки в соответствии с действующим законодательством (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Т.е. исходя из позиции федеральных судов плательщиками земельного налога являются лица, имеющие на руках следующие документы:

Свидетельство о государственной регистрации права, выдаются Управлением Росреестра по Пензенской области (ранее - Управлением Росрегистрации по Пензенской области) после 1998 г. В Пензенской области "Синие свидетельства" выдавались местными администрациями в 1992-1993-х г., "Розовые свидетельства" выдавались комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в 1993-1999-х г. Государственные акты, подтверждающие права на землю выдавались органами местного самоуправления до 1999 г. Все указанные документы удостоверяют права на земельный участок.

Кроме того, согласно действующему законодательству, право на земельный участок считается возникшим в случае прямого указания Закона. В качестве примера укажем, что в силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом (в том числе и двухквартирный), бесплатно переходит в собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме (собственников квартир). Регистрация прав в Управлении Росреестра по Пензенской области в данном случае носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

В Пензенской области сложилась правоприменительная практика, при которой налоговые органы выставляют требования по уплате земельного налога исходя из фактического пользования земельным участком, либо на основании сведений о пользователях земельных участков, содержащихся в государственном кадастре недвижимости в соответствии с материалами инвентаризации земель. При этом, по мнению налоговых органов, обязанность по уплате земельного налога возникает у пользователей независимо от факта наличия правоудостоверяющих документов. Данная позиция зачастую поддерживается решениями местных судов (см. Решение Железнодорожного районного суда г. Пензы по делу №1822/2010, Решение Первомайского районного суда г. Пензы по делу № 2-1219/10г). Однако единой практики нет, иногда суды придерживаются позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54.

Рекомендуется проверять сведения, содержащиеся в налогом уведомлении, т.к. не исключены ошибки при расчете суммы земельного налога, подлежащего уплате. Для этого необходимо уточнить размер ставки земельного налога для земельных участков с видом разрешенного использования, соответствующего виду разрешенного использования Вашего земельного участка (в абсолютном большинстве случаев он соответствует ставкам, приведенным в начале данной статьи), установленный нормативно-правовым актом органа местного самоуправления. Далее необходимо определить размер налоговой базы (кадастровой стоимости) земельного участка. Сделать это возможно несколькими способами:

Запрос можно подать заполнив соответствующую форму на интернет - портале Росреестра: www.rosreestr.ru, либо при личном обращении в пункт приема документов филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пензенской области. Если земельный участок расположен на территории г. Пензы, запрос принимается в многофункциональном центре предоставления государственных или муниципальных услуг по адресу: г. Пенза, ул. Шмидта, 4. Если земельный участок расположен в одном из районов Пензенской области, запрос можно подать по адресу: г. Пенза, ул. Пушкина, 169, либо в территориальном отделе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пензенской области по месту нахождения земельного участка, список адресов приведен ниже:

Необходимо отметить, что предусмотрен экстерриториальный принцип подачи запроса, при котором заинтересованное лицо имеет право подать запрос о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в любом территориальном отделе органа кадастрового учета независимо от места расположения объекта недвижимости (в любом регионе РФ).

Умножив значение ставки земельного налога на значение кадастровой стоимости по состоянию на начало налогового периода получим величину земельного налога.

Теперь разберемся с механизмом внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость объектов недвижимости рассчитывается при проведении государственной кадастровой оценке. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - Правительства Пензенской области. Функции по организации государственной кадастровой оценки земель Пензенской области возложены на Управление Росреестра по Пензенской области. Федеральным законом от 29.08.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" установлен максимальный срок между предыдущим и текущим туром кадастровой оценки  - 5 лет. Таким образом, государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет, а практически и не чаще, т.к. данный процесс требует существенных финансовых затрат.

Кадастровая оценка проводится в разрезе групп по целевому назначению земельных участков (в зависимости от категории земель). На практике оценка каждой категории земель проводится своим туром, однако в составе земель одной категории могут проходить несколько туров государственной кадастровой оценки. Например в Пензенской области земельные участки садоводческих объединений граждан в составе земель сельскохозяйственного назначения оценивались отдельным туром от иных земельных участков в составе земель указанной категории.

Перечень объектов оценки с указанием их основных характеристик формируется Управлением Росреестра по Пензенской области. Данный перечень формируется на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Как правило, перечень объектов оценки содержит следующие сведения о характеристиках земельных участков: кадастровый номер, адрес (либо описание местоположения), категория земель, вид разрешенного использования, фактическое использование (по очень небольшой части объектов), площадь, сведения о виде прав на земельные участки. Как видим, перечень характеристик достаточно скромный и может не отражать существенные условия, способные влиять на рыночную стоимость объектов оценки. Департамент государственного имущества Пензенской области проводит открытый аукцион на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и выступает в качестве заказчика таких работ. Работы по государственной кадастровой оценке финансируются за счет средств бюджета Пензенской области.

Победитель аукциона (организация, занимающая оценочной деятельностью - далее Оценщик) проводит расчет кадастровой стоимости земельных участков и по итогам оценочных работ составляет Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков. Указанный Отчет содержит результаты расчета кадастровой стоимости. После прохождения процедуры экспертизы Отчета об определении кадастровой стоимости в саморегулируемой организации, членом которой является исполнитель работ по государственной кадастровой оценке, результаты определения кадастровой стоимости утверждаются Постановлением Правительства Пензенской области. Постановление об утверждении результатов государственной кадастровой оценки вступает в силу после его официального опубликования. В порядке информационного взаимодействия Правительство Пензенской области передает утвержденные результаты государственной кадастровой оценки в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пензенской области для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Далее филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пензенской области передает сведения о кадастровой стоимости земельных участков в налоговые органы для начисления земельного налога.

Все работают с недвижимостью, а мы с людьми!
Создание сайтов - DesignPnz.ru